Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

Место соединения двух веревочных изделий, лесок, тросов или других материалов, которые связываются концами между собой, называется узел. Большее количество узловых связок было придумано матросами и моряками.

Насчитывается всего узлов более пяти тысяч. Из этого разнообразия, лишь некоторые перешли в сферу туризма, скалолазания. Именно в этих сферах используются такие узловые соединения, которые крепко держат веревочное изделие и не ослабляются при эксплуатации.

Согласно назначению, выделяют следующие связки:

  • для схватывания;
  • для амортизации;
  • для дополнительного укрепления.

Если для соединения используют одинаковые по размерам веревочные изделия, то применяется прямолинейный, встречный, ткацкий или узел грейпвайн.

Петли, которые не затягиваемые и вспомогательные, закрепляют австрийским проводником, 8-кой или 9-кой. Эти связки отлично подходят для цепного завязывания путешественников.

Читайте также: Какие грибы можно есть сырыми

При необходимости использовать в роли опоры древесный ствол или другое стойкое основание, можно заплести стремя, булинь, удавку. Для связки окончаний, имеющих разную толщину, используют шкотовую, брам-шкотовую или академическое соединение. Здесь подходит и двойной рыбацкий узел (грейпвайн). Важно отметить, что если веревочные изделия имеют совершенно разный размер, то связка будет крепче.

Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

Сферы применения грейпвайна

Данная связка достаточно популярна. Благодаря своей уникальности и многофункциональности. Поэтому, грейпвайн узел применение которого распространено довольно широко. Особенно, в рыбацкой и альпинистской сферах. А ещё, используется ткачами, туристами, моряками или фермерами.

Рыболовы закрепляют с помощью этого узла два куска лески. При этом, называют данное соединение “двойной рыбацкий узел”. Ткачи крепят веревочные изделия и нити друг с другом. Скалолазы считают такую связку одной из самых прочных, используют для страховочных систем. За счет закрепления и завязывания элементов, получается крепкая, устойчивая и доступная, даже для дилетантов, связочная структура. При этом, рывке не развяжут узел, он станет ещё прочнее.

Туристами связка используется повсеместно, в любых экстремальных условиях. Особенно, при связывании строп, создания оттягивающих петель и укрепления разнообразных тросов или канатов. Таким образом, он применим во всех сферах, где это возможно. Поэтому его можно спутать с другими видами связок.

Элементы и назначение узла грейпвайн

Среди большого количества существующих связок, туристами применяются всего пять-шесть вариаций. Некоторые из них сильно проскальзывают по современному веревочному изделию. Какие-то из вариантов соединений уже забыты, заменены улучшенными и более прочными.

Назначение узла грейпвайн – соединение не менее двух веревочных изделий одного или разных диаметров. Чтобы связка была прочной, на неиспользованных окончаниях канатов или троса завязывают “контрольные” узелки.

В предыдущей статье вы можете прочитать: Виды компасов и их описание

Они обеспечивают прочность и крепость узловой завязки, особенно на высоте в горах и, в предгорьях. Вяжутся такие дополнительные укрепления по всей удерживающей основе. В связи с этим, двойной рыбацкий узел не требует каких-то дополнительных страховочных элементов.

С целью самострахования, можно воспользоваться специализированными или вспомогательными узелками. Особенно, при поднятии, спуске, перемещении груза. Существует, так называемый “амфорный” узел, которым фиксируется вода или другие напитки для охлаждения в горных реках или других водоемах. В таком случае, на свободные окончания крепят узлы маркировки.

Основные преимущества грейпвайна

Один из самых крепких и надежных узлов, применяющихся для соединения 2-х веревочных изделий одинакового и не обязательно, размера. Схема вязания грейпвайн узла схожа с ткацкой связкой.

Основным отличием является то, что при связывании ткацкого узла, после обноса ходовым окончанием 2-х соединенных друг с другом веревок (свободный конец первого веревочного изделия и основное окончание второго), оно просовывается в образованное отверстие “калышку” и завязывается самый обыкновенный узелок.

Во время того как вязать грейпвайн, ходовым окончанием вяжется 2 шлага, после чего оно пропускается через 2 закрытых петлевых отверстия. Во время связывания, различия не ощутимы. А согласно характеристикам прочности и крепости, это очень ощутимо.

Поэтому, возник и укрепил свои позиции двойной рыбацкий узел, который надежней остальных связывал два веревочных изделиях.

А ещё, важным преимуществом связки, относительно других, является самый малый коэффициент развязывания (ослабления), равный всего пять процентов.

При этом, грейпвайн применяется не только для связки во время спуска, подъема, а ещё и для соединения страховочных петлей. С помощью него также регулируется петлевая длина.

Используя двойной рыбацкий узел, не нужны вспомогательные связанные кольца. Что существенно экономит время альпиниста и дает гарантии дополнительной безопасности на склонах.

До грейпвайна ходовым считалась встречная связка, которая утеряла свою популярность из-за его появления. Таким образом, он и занял ходовое положение в разных сферах.

Причины снижения прочности

Применение канатов или тросов без единой завязки практически невозможно в наше время. В любом случае, при вязке узлов, прочностные характеристики снизятся. Это можно объяснить перегибанием или срезанием веревочных волокон в месте стыка двух изделий. При низких температурах, на соединения воздействуют кристаллы льда.

Применяемая нагрузка на веревки может распределяться хаотично, в связи с чем натяжение в одном месте будет сильнее, в другом слабее. Возникающие усиления создают ненужную нагрузку на не согнутые области веревочного изделия, что уменьшает прочностные характеристики на тридцать-шестьдесят процентов. Несмотря на это, узловые соединения не снижают динамику альпинистских аркан.

Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

Как вязать двойной рыбацкий узел

Соединение имеет определенную структуру. Складывается из 2-х полуузлов, которые связываются между собой двумя концами веревочного изделия. Изначально, на друг друга накладываются окончания. Одним из конечных элементов обвязывают две веревки, делая 2 шлага, просовывают через полученные кольцевые отверстия и затягивают. Со вторым концом поступают ровно также.

После проделанных действий, нужно потянуть за освободившиеся концы в разные стороны, пока полуузлы не будут полностью сближены. Оптимальная длина связываемых хвостиков двенадцать – двадцать сантиметров. Никакие дополнительные узловые соединения не требуются, так как нагрузки на веревочное изделие достаточно.

Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

При развязывании связки, узлы растягивают в разные стороны. Данная задача является сложной, но не невозможной. Далее, расслабление происходит по частям, сначала одну, потом другую.

Чтобы правильно связать любой узел, нужно быть подкрепленным теоретически, а потом уже применять это на практике. Итак, грейпвайн схема связывания аналогична турецкой петле и выполняется согласно пунктам:

  1. Берется два веревочных изделия разного диаметра.
  2. Выбирается один свободный конец любой веревки и с помощью него, делается кольцевое отверстие вокруг другого конца.
  3. Повторно обматывается вся область веревочного изделиях от начала до окончания.
  4. Образуются петлевые отверстия, в которые продевается свободный конец от начала до окончания и слегка вытягивается.
  5. Далее, получившийся узел затягивается и образует грейпвайн.
  6. Повторяются все описанные выше этапы со вторым концом веревочного изделия.
  7. Все нити стягиваются между собой и получается полноценная петля.

Грейпвайн (двойной рыбацкий узел)

Стоит обратить внимание на то, что затягивание веревок разного размера, нужно производить с максимальным усилием, особенно протягивая узлы. При этом не рекомендовано использовать материалы, превышающие сорок процентов диаметра и веревочные изделия с разными волокнистыми структурами.

Ослабление узловых соединение происходит путем растягивания полуузлов в разнообразные направления друг от друга. После, распутывание производится сначала с одного конца веревки, потом с другого.

Основные типы ошибок при связке

Неправильным считается вязание грейпвайна по одинаковому направлению узловых половин. Такое соединение не будет крепким, его придется связывать заново. Серьезная ошибка – брать сильно отличающиеся друг от друга по диаметру веревки. При этом, если волокна изделия будут неодинаковы, то они могут перетягиваться или забирать на себя нагрузку и рваться.

Чтобы не перепутать для чего какой нужен канат, лучше взять их разной цветовой гаммы. Тогда, вероятность ошибки снижается до невозможности и протянуть веревку в нужную петлю будет очень удобно. При этом, опытные скалолазы берут одинаковые по цвету изделия. А дилетант, в свою очередь, может с легкостью ошибиться в связке.

Пропускать одну или несколько операций по схеме нельзя. Ведь, тогда фиксация будет неполной. Настоящий двойной рыбацкий узел получится только, если свести полуузлы к центральной части связываемых концов.

Стоит заметить, что чрезмерное перетягивание одного или нескольких элементов может привести к тому, что придется перерезать узловое соединение вместе с веревочным изделием.

Итак, чтобы правильно связать грейпвайн туристу или альпинисту нужна скорость и практические умения. Тем более, в экстремальных условиях. Если зависнуть на страховочном тросе или на ледяном краю, то дорога каждая секунда. В данном случае может выручить моторная память, что добивается постоянными тренировками.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт форум про выживании в лесу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: