Место соединения двух веревочных изделий, лесок, тросов или других материалов, которые связываются концами между собой, называется узел. Большее количество узловых связок было придумано матросами и моряками.
Насчитывается всего узлов более пяти тысяч. Из этого разнообразия, лишь некоторые перешли в сферу туризма, скалолазания. Именно в этих сферах используются такие узловые соединения, которые крепко держат веревочное изделие и не ослабляются при эксплуатации.
Согласно назначению, выделяют следующие связки:
- для схватывания;
- для амортизации;
- для дополнительного укрепления.
Если для соединения используют одинаковые по размерам веревочные изделия, то применяется прямолинейный, встречный, ткацкий или узел грейпвайн.
Петли, которые не затягиваемые и вспомогательные, закрепляют австрийским проводником, 8-кой или 9-кой. Эти связки отлично подходят для цепного завязывания путешественников.
Читайте также: Какие грибы можно есть сырыми
При необходимости использовать в роли опоры древесный ствол или другое стойкое основание, можно заплести стремя, булинь, удавку. Для связки окончаний, имеющих разную толщину, используют шкотовую, брам-шкотовую или академическое соединение. Здесь подходит и двойной рыбацкий узел (грейпвайн). Важно отметить, что если веревочные изделия имеют совершенно разный размер, то связка будет крепче.
Сферы применения грейпвайна
Данная связка достаточно популярна. Благодаря своей уникальности и многофункциональности. Поэтому, грейпвайн узел применение которого распространено довольно широко. Особенно, в рыбацкой и альпинистской сферах. А ещё, используется ткачами, туристами, моряками или фермерами.
Рыболовы закрепляют с помощью этого узла два куска лески. При этом, называют данное соединение “двойной рыбацкий узел”. Ткачи крепят веревочные изделия и нити друг с другом. Скалолазы считают такую связку одной из самых прочных, используют для страховочных систем. За счет закрепления и завязывания элементов, получается крепкая, устойчивая и доступная, даже для дилетантов, связочная структура. При этом, рывке не развяжут узел, он станет ещё прочнее.
Туристами связка используется повсеместно, в любых экстремальных условиях. Особенно, при связывании строп, создания оттягивающих петель и укрепления разнообразных тросов или канатов. Таким образом, он применим во всех сферах, где это возможно. Поэтому его можно спутать с другими видами связок.
Элементы и назначение узла грейпвайн
Среди большого количества существующих связок, туристами применяются всего пять-шесть вариаций. Некоторые из них сильно проскальзывают по современному веревочному изделию. Какие-то из вариантов соединений уже забыты, заменены улучшенными и более прочными.
Назначение узла грейпвайн – соединение не менее двух веревочных изделий одного или разных диаметров. Чтобы связка была прочной, на неиспользованных окончаниях канатов или троса завязывают “контрольные” узелки.
В предыдущей статье вы можете прочитать: Виды компасов и их описание
Они обеспечивают прочность и крепость узловой завязки, особенно на высоте в горах и, в предгорьях. Вяжутся такие дополнительные укрепления по всей удерживающей основе. В связи с этим, двойной рыбацкий узел не требует каких-то дополнительных страховочных элементов.
С целью самострахования, можно воспользоваться специализированными или вспомогательными узелками. Особенно, при поднятии, спуске, перемещении груза. Существует, так называемый “амфорный” узел, которым фиксируется вода или другие напитки для охлаждения в горных реках или других водоемах. В таком случае, на свободные окончания крепят узлы маркировки.
Основные преимущества грейпвайна
Один из самых крепких и надежных узлов, применяющихся для соединения 2-х веревочных изделий одинакового и не обязательно, размера. Схема вязания грейпвайн узла схожа с ткацкой связкой.
Основным отличием является то, что при связывании ткацкого узла, после обноса ходовым окончанием 2-х соединенных друг с другом веревок (свободный конец первого веревочного изделия и основное окончание второго), оно просовывается в образованное отверстие “калышку” и завязывается самый обыкновенный узелок.
Во время того как вязать грейпвайн, ходовым окончанием вяжется 2 шлага, после чего оно пропускается через 2 закрытых петлевых отверстия. Во время связывания, различия не ощутимы. А согласно характеристикам прочности и крепости, это очень ощутимо.
Поэтому, возник и укрепил свои позиции двойной рыбацкий узел, который надежней остальных связывал два веревочных изделиях.
А ещё, важным преимуществом связки, относительно других, является самый малый коэффициент развязывания (ослабления), равный всего пять процентов.
При этом, грейпвайн применяется не только для связки во время спуска, подъема, а ещё и для соединения страховочных петлей. С помощью него также регулируется петлевая длина.
Используя двойной рыбацкий узел, не нужны вспомогательные связанные кольца. Что существенно экономит время альпиниста и дает гарантии дополнительной безопасности на склонах.
До грейпвайна ходовым считалась встречная связка, которая утеряла свою популярность из-за его появления. Таким образом, он и занял ходовое положение в разных сферах.
Причины снижения прочности
Применение канатов или тросов без единой завязки практически невозможно в наше время. В любом случае, при вязке узлов, прочностные характеристики снизятся. Это можно объяснить перегибанием или срезанием веревочных волокон в месте стыка двух изделий. При низких температурах, на соединения воздействуют кристаллы льда.
Применяемая нагрузка на веревки может распределяться хаотично, в связи с чем натяжение в одном месте будет сильнее, в другом слабее. Возникающие усиления создают ненужную нагрузку на не согнутые области веревочного изделия, что уменьшает прочностные характеристики на тридцать-шестьдесят процентов. Несмотря на это, узловые соединения не снижают динамику альпинистских аркан.
Как вязать двойной рыбацкий узел
Соединение имеет определенную структуру. Складывается из 2-х полуузлов, которые связываются между собой двумя концами веревочного изделия. Изначально, на друг друга накладываются окончания. Одним из конечных элементов обвязывают две веревки, делая 2 шлага, просовывают через полученные кольцевые отверстия и затягивают. Со вторым концом поступают ровно также.
После проделанных действий, нужно потянуть за освободившиеся концы в разные стороны, пока полуузлы не будут полностью сближены. Оптимальная длина связываемых хвостиков двенадцать – двадцать сантиметров. Никакие дополнительные узловые соединения не требуются, так как нагрузки на веревочное изделие достаточно.
При развязывании связки, узлы растягивают в разные стороны. Данная задача является сложной, но не невозможной. Далее, расслабление происходит по частям, сначала одну, потом другую.
Чтобы правильно связать любой узел, нужно быть подкрепленным теоретически, а потом уже применять это на практике. Итак, грейпвайн схема связывания аналогична турецкой петле и выполняется согласно пунктам:
- Берется два веревочных изделия разного диаметра.
- Выбирается один свободный конец любой веревки и с помощью него, делается кольцевое отверстие вокруг другого конца.
- Повторно обматывается вся область веревочного изделиях от начала до окончания.
- Образуются петлевые отверстия, в которые продевается свободный конец от начала до окончания и слегка вытягивается.
- Далее, получившийся узел затягивается и образует грейпвайн.
- Повторяются все описанные выше этапы со вторым концом веревочного изделия.
- Все нити стягиваются между собой и получается полноценная петля.
Стоит обратить внимание на то, что затягивание веревок разного размера, нужно производить с максимальным усилием, особенно протягивая узлы. При этом не рекомендовано использовать материалы, превышающие сорок процентов диаметра и веревочные изделия с разными волокнистыми структурами.
Ослабление узловых соединение происходит путем растягивания полуузлов в разнообразные направления друг от друга. После, распутывание производится сначала с одного конца веревки, потом с другого.
Основные типы ошибок при связке
Неправильным считается вязание грейпвайна по одинаковому направлению узловых половин. Такое соединение не будет крепким, его придется связывать заново. Серьезная ошибка – брать сильно отличающиеся друг от друга по диаметру веревки. При этом, если волокна изделия будут неодинаковы, то они могут перетягиваться или забирать на себя нагрузку и рваться.
Чтобы не перепутать для чего какой нужен канат, лучше взять их разной цветовой гаммы. Тогда, вероятность ошибки снижается до невозможности и протянуть веревку в нужную петлю будет очень удобно. При этом, опытные скалолазы берут одинаковые по цвету изделия. А дилетант, в свою очередь, может с легкостью ошибиться в связке.
Пропускать одну или несколько операций по схеме нельзя. Ведь, тогда фиксация будет неполной. Настоящий двойной рыбацкий узел получится только, если свести полуузлы к центральной части связываемых концов.
Стоит заметить, что чрезмерное перетягивание одного или нескольких элементов может привести к тому, что придется перерезать узловое соединение вместе с веревочным изделием.
Итак, чтобы правильно связать грейпвайн туристу или альпинисту нужна скорость и практические умения. Тем более, в экстремальных условиях. Если зависнуть на страховочном тросе или на ледяном краю, то дорога каждая секунда. В данном случае может выручить моторная память, что добивается постоянными тренировками.