Узел проводник

На заре развития альпинизма широкую популярность получил простое, но действительно надежное сцепление. Своим названием оно обязано принципу работы крепления. Сопровождающие, ведущие туристов через горные перевалы, наматывали трос вокруг своего туловища, и группа путешественников не могла потерять своего гида на незнакомой местности.

Как показывает практика, учиться вязать и практиковаться надо заранее, чтобы чувствовать уверенность в горах или походе, и не отвлекать напарника лишними вопросами о том, что и как делать с тросами. Ниже приведены правила, которые помогут освоить азы мастерства.

  1. Соблюдать верный рисунок, это поможет ошибку, в случае ее совершения.
  2. Собирать и затягивать связку, чтобы предотвратить перехлёсты и просветы, которые впоследствии затрудняют развязывание.
  3. Оставлять рабочий конец правильной длины, в среднем он должен быть примерно 10 диаметров верёвки.
  4. Вязки должны быть несложными и просто запоминаться. В походных условиях нет времени вспоминать хитрый метод связки.
  5. Если появились сомнения в надежности и правильности сцепления, лучше не пользоваться им.

Конструкция представляет собой веревочное крепление, которое широко используется в туристических походах. Принцип его прост и понятен и не вызывает особых сложностей у неопытных покорителей вершин. Справиться с задачей можно с помощью одной руки, что бывает необходимо в экстренных ситуациях. Несмотря на то, что связка проста в исполнении, она является очень надежной.

Читайте также: Как вытащить клеща у человека

Точное время появления данного варианта соединения никто не скажет, но известно, что это произошло очень давно. Существует версия, что узел придумали моряки, но она ошибочна, так как применять его на суднах неудобно и нецелесообразно.

Узел проводник

Проводник узел: как вязать

Сцепление больше популярно у туристов и покорителей горных вершин, поэтому моряки применяют его крайне редко. В основном он необходим для стропов на рельефе, страховки скалолазов и альпинистов на сложной горной местности, а также для самостраховки. В случае если узел завязан на конце верёвки, его применяют как стопорный элемент, а при отсутствии контрольной связки выполняет роль амортизатора.

Крепление применяют в точках фиксирования на основном тросе. Конструкция проста в реализации и эксплуатации, ему характерна многофункциональность, его часто применяют для:

  • обеспечения гарантированной страховки;
  • фиксирования к лестницам;
  • крепления в любом местоположении;
  • соединении двух и более шпагатов или тросов.

Ранее вы могли прочитать: Что делать, если укусила оса

Как у любого крепления, здесь есть свои характерные особенности, преимущества и недостатки. Среди достоинств связки можно выделить:

  • несложная методика обучения, овладеть техникой вязания крепления чтобы достаточно легко и быстро;
  • простота вязания;
  • реальное выполнение одной рукой;
  • отсутствие скольжения узла по основе.

К недостаткам можно отнести:

  • наклон петли к базовому фалу;
  • функционирует в центре связки достаточно слабее, чем по краям;
  • если не задействовать в конструкции крюк или карабин, создается сложность в распутывании, особенно, если связка промокнет и напитывается влагой;
  • при использовании больших нагрузок одного веревочного соединения недостаточно, поэтому необходимо подключить карабин или крюк.

Профессиональные альпинисты советуют, что прежде чем выбрать вид узла, необходимо определиться с целью, для которой он будет применен, и рассмотреть все предлагаемые возможные варианты креплений.

Проводник узел: схема

Существует определенное количество видов сцеплений. Каждому из них присущи специфические черты при выполнении, отличающие их друг от друга. Вариантов вязания и видов плетений подобного типа не много, поэтому научиться пользоваться ими достаточно быстро.

Узел проводник

Классический узел проводник восьмерка

Для изготовления существует следующий порядок:

  1. Веревка складывается вдвое.
  2. Образовавшуюся сверху петлю спустить вниз по часовой стрелки, на 180 градусов и завести налево, до образования еще одной петли, вся конструкция должна напоминать цифру восемь.
  3. Нижняя петелька заводится за верхнюю и аккуратно вытаскивается через нее.
  4. Получившееся сцепление туго затягиваем.

Узел проводник

Для максимально быстрого связывания существует упрощенный вариант:

  1. Правую руку повернуть ладонью на себя, пальцы направить влево.
  2. Ходовую часть веревки перекинуть через указательный и большой палец, совершить оборот за кистью и вернуть в исходное положение.
  3. Сделать два оборота вокруг кисти. На ладони три витка, при том, что у того, который ближе к запястью, конец находится с внутренней стороны. Для удобства понимания назовем его первым витком, остальные будут второй и третий соответственно.
  4. Второй виток вытягивается и запускается между ладонью и третьим. Образовавшаяся петля возвращается назад, в сторону запястья, протягивается под первым витком, затем под третьим, снимается с ладони и затягивается.

Проводник с контрольным узлом вяжется следующим образом:

  1. Любой свободный конец верёвки, остающийся после завязывания обматывается вокруг другого.
  2. Вытаскивается через получившееся ушко.
  3. Закрепляется около главного узла.

Таким образом, связанная конструкция послужит достаточно долгое время и не подведет в экстренной ситуации. Одним из основных недостатков сплетения является невозможность завязать его одной рукой, в случае наступления опасного момента.

Данной связкой можно соединить несколько верёвок, после чего в таком плетении целесообразно использовать карабины. При организации связок между членами группы, используется только с контрольным узлом.

Узел проводник

Узел двойной проводник

Самое распространенное предназначение – перемещение пострадавших. Крепёж считается крепким за счет трения, происходящего внутри самого себя и не нуждается в применении дополнительного контрольного узла.

Узел австрийский проводник

Имеет другие названия и упоминается в специализированной литературе как «альпийский мотылек», «ездовая петля» и «пчёлка». Его отличительной особенностью и отличием от классического является крепкая надёжность.

Австрийский может выдержать нагрузку по всей длине верёвки, в любом её направлении, он гарантированно не скрутится и не развяжется. Данное соединение абсолютно незаменимо при подготовке страховочного крепления и схем, изготовлении носилок, ремонте поврежденных верёвок и тросов. Вяжется следующим образом:

  1. Сложить верёвку петлёй.
  2. Повернуть петлю вокруг своей оси, получилась конструкция, похожая на восьмерку.
  3. Сложить восьмерку пополам, загнуть нижнюю петельку и завести за переплетение.
  4. Вытянуть петлю через отверстие в центре конструкции.
  5. Затянуть и зафиксировать связанное соединение.

Альпийский узел для длинной веревки

При наличии слишком длинного троса сделать связку по классической схеме будет очень проблематично, поэтому используют другой алгоритм действий:

  1. Левую кисть повернуть к себе внутренней стороной.
  2. Сделать три оборота вокруг ладони.
  3. Центральную дугу завести под крайний справа виток и резко затянуть.
  4. Освободить ладонь.

На изготовление по данному варианту потребуется больше времени, но такой крепеж идеально подходит для тяжеловесных тросов. Также его удобно завязывать при возникновении критической ситуации, в случае если на руки альпиниста надеты рукавицы.

Соединение одним концом

Когда для изготовления крепления в распоряжении альпиниста только один конец веревки, то вязание данного соединения выполняют по специальной методике:

  1. Центр доступного отрезка расположить так, чтобы рабочий участок находился с правой стороны.
  2. На подвижной части, по часовой стрелке сформировать кольцо, свободный край должен находиться сверху.
  3. Рабочий свободный конец пропустить в образовавшееся кольцо.
  4. Рядом с ведущим участком сделать еще одну петлю, затем провести ее через ранее изготовленную конструкцию справа, для образования бегущего крепежа.
  5. Свободный конец протянуть справа налево, чтобы закрепилась двойная петля. Получившийся крепеж необходимо затянуть с максимальной силой.

На данный способ плетения уходит больше времени, чем на сборку других вариантов крепления, но его преимущество в том, что его можно собрать при помощи одного конца.

Австрийский считается идеальным способом для соединения, с его помощью фиксируются крепления к тяжелым тросам, крюкам и другим основам. Удобство в использовании даже при наличии одного конца троса или веревки, или для формирования крепежа на длинном тяжеловесном тросе.

Австрийский проводник и альпийская бабочка: как не спутать

Их смело можно назвать близнецами. Начинающий турист с первого взгляда не заметит различия и с легкостью спутает бабочку с проводником. Данные узлы обладают существенными отличительными чертами. Альпийскую бабочку используется для создания амортизации при резких рывках, где совершенно бесполезен австрийский.

Если повернуть бабочку дугой вверх, то замок, который захватывает большую петлю, можно снять, и в соединении останется только бегущий узел. Такая манипуляция с проводником не получится, из-за удерживания верхней петли нижней.

Отсюда видно, что разглядеть отличия не сложно, но в случае возникших сомнений, лучше развязать связку и выполнить ее заново.

Как развязать

При недостаточном опыте в развязывании могут возникнуть некоторые трудности, в особенности если связка намокла после переправы через реку или подвергалась сильной нагрузке. Сцепление достаточно ослабится, если боковые замки немного сдвинуть, как бы слегка надломить. После таких движений распутать связку становится существенно легче.

Одна из особенностей — снижение прочность веревки, которая теряет свою выносливость на 60%. У скалолазов и туристов в запасе огромный ассортимент узлов, с выполнением которых легко и просто справится начинающий путешественник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт форум про выживании в лесу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: