Базовые узлы

Существует множество различных узлов с похожими и разными назначениями (К. Эшли описал около 700 типов). Такое большое разнообразие объясняется тем, что веревка используется человеком с тех пор, как он вышел из пещер (хотя и раньше), а веревка без узлов — почти бесполезная вещь. Так были изобретены узлы, сначала простые и ненадежные, но со временем все более сложные, удобные и надежные. И со временем их стало так много, что невозможно узнать всех. Но можно выучить основные, которые удовлетворят все потребности.

Читайте также: Используйте схватывающий узел при спуске

Итак, для начала нужно помнить, что каждый узел ослабляет веревку на 30-60%, что совсем не мало. Чем он слабее, тем больше перекручивается и сжимается веревка. Это происходит потому, что нагрузка на волокна распределяется неравномерно по всей длине перегиба, при этом наибольшую нагрузку испытывают волокна на внешнем радиусе перегиба. Поэтому старайтесь не завязывать лишних узлов, а нагрузку на веревку подбирайте под конкретный узел.

Например, если нагрузка на веревку невелика, можно использовать более простые и легкие узлы, при которых веревка будет значительно перегибаться. Однако если речь идет о серьезных грузах или если от прочности веревки зависит жизнь или здоровье человека, то следует использовать более прочные узлы, которые я опишу. И помните, что некоторые узлы могут быть настолько тугими, что их трудно распутать. Это особенно трудно, когда веревка находится под натяжением.

Базовые узлы

Встречный проводник

Один из самых древних узлов. Может использоваться для связывания шнуров одинакового или разного диаметра, хорошо держится, легко вяжется и не «ползет». Это также практически единственный узел, который подходит для завязывания лент.

Недостатком является то, что он значительно ослабляет веревку, а также слишком сильно затягивает ее до такой степени, что ее невозможно распутать.

Я рекомендую его для завязывания лент и комбинаций из ленты и веревки, а также для постоянных зажимов.

Прямой

Ранее вы можете прочитать о том: Как сделать костровище на даче

В книге «Ashleigh Knot Book» (Нью-Йорк, 1977) дается следующая информация о прямом узле: «Этот узел когда-то имел специфическое применение на флоте — он использовался для завязывания рифовых мостиков парусов, когда рифы были вытянуты. До этого моряки никогда не использовали его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или качества. Его не следует использовать для соединения двух веревок, которые будут подвергаться сильному натяжению. Этот узел ползет и опасен при намокании. После того, как узел завязан, каждый ходовой конец узла должен быть прикреплен к основному концу с помощью защелкивающегося крючка».

Этот узел используется для соединения двух веревок одинакового диаметра. Его легко завязать и можно относительно легко развязать, если сильно и крепко потянуть за ходовой или основной конец одной из веревок. Недопустимо использование без контрольных узлов.

Недостатки: слишком тугая, развязывается сама (особенно на скользких, мокрых и обледенелых веревках), требует контрольных узлов.

Я рекомендую использовать простой узел для ненадежных соединений веревок одинакового диаметра, не пренебрегая «контрольными» узлами.

Стремя (выбленочный)

С древних времен этот узел использовался в парусном спорте для крепления реек — поперечных планок просмоленного каната, используемых в качестве ступенек для подъема на мачту, отсюда и его название. В свободном состоянии он напоминает лестницу.

Он служит опорой для ног, также находясь в середине веревки. Очень удобно крепить веревку к гладким поверхностям, таким как мачта, бревно, ветка и т.д. Веревка никогда не затянется, и вам даже не придется ее развязывать, просто снимите веревку, и узел распутается сам. Если один конец веревки используется в качестве конца каната (утяжеленного), необходима «галочка», привязанная к ходовому (свободному) концу.

Недостаток: может «ползти» при переменных нагрузках.

Веревку можно завязать двумя способами — с помощью петли и одного конца. При изготовлении опор для ног, а также при закреплении на открытом бревне удобно завязывать узел с помощью петли. Для этого возьмите веревку обеими руками и одновременно скрутите ее так, чтобы образовались две петли, как на рисунке ниже, а затем накиньте одну на другую.

Когда опора не имеет свободного конца, стремя следует привязывать вторым способом — одним концом.

Узел в стремя будет выглядеть следующим образом:

Базовые узлы

Вы можете закрутить один конец веревки вокруг ножки, чтобы сделать более тугой узел.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Этот узел зародился в Европе около 800 лет назад и использовался моряками для связывания двух концов веревки или шнура вместе, а на суше его применяли для удлинения бельевых веревок.

Восьмерка — очень прочный и надежный узел, он не «ползет» и не снижает значительно прочность веревки. Он используется для связывания веревок одинакового и разного диаметра и хорошо подходит для связывания рыболовных лесок. Подходит для уплотнения канатов.

Недостатки: медленное вязание и сильное (хотя и не «жесткое») обжатие.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень прочный и распространенный, не слишком тугой и не слишком скользкий. Восьмерка в основном используется в качестве прочной петли и для подъема лигатур. Его можно привязать в середине веревки.

Базовые узлы

Простой штык

Довольно распространенный парусный узел, разработанный в Европе около ста лет назад. Этот узел настолько надежен, что даже корабли Королевского флота использовали его для привязывания к причалам.

Обычный штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромные нагрузки, никогда не затягивается и легко развязывается. Используется для привязывания лески к опоре, проушинам, кольцам и т.д. На свободном конце должен быть завязан контрольный узел.

Недостатки: штыковые узлы «ползут», необходим контрольный узел.

Я рекомендую использовать его для крепления к опоре, где веревка находится под значительным натяжением (например, при наведении моста через паром).

Булинь

Этот узел вызывает восхищение у людей, которым приходилось иметь дело с вязанием веревок. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь широко использовался на флоте в Древнем Египте и Финикии несколько тысяч лет назад.

Этот узел считается одним из самых старых и совершенных парусных узлов. Он обладает уникальными свойствами: никогда не затягивается и не развязывается сам, не повреждает веревку под действием силы тяжести и очень легко завязывается. Применяется для всех типов канатов и линий.

Боулайн используется для крепления веревки к скобам, проушинам, кольцам и т.д. Можно использовать для завязывания петель без обжима. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требуется узел управления.

Прусик

Изобретенный Карлом Прусиком в 1931 году, он относится к группировочным узлам и используется для страховки альпинистов во время вертикального подхода. При падении узел затягивается на основной веревке, фиксируя ее от падения. Прусик работает в обоих направлениях, и при лазании рука должна плотно прилегать к узлу. Он плохо работает на мокрой или обледенелой веревке. Помимо страховки, его можно использовать для прямого лазания (вместо скипинга) и для втягивания веревки с помощью шеста. Обвяжите веревку 6-7 мм вокруг веревки 9-14 мм. Желательно вязать 3-4 мотка.

Недостатки: не всегда подходит для вытягивания, особенно на обледенелой веревке и с жесткой веревкой.

Шкотовый и брамшкотовый

Этот узел является очень специализированным парусным узлом. Он был изобретен и использовался для крепления металлических листов в обрешетке. Отсюда и происходит его название. Шпунтовой узел получил широкое распространение в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Листовой узел очень удобен для завязывания веревки в петли и не вызывает разрыва веревки при больших нагрузках. Он быстро и легко завязывается и не затягивается под нагрузкой. Важной особенностью этого узла является то, что он работает только при постоянной нагрузке. При различной нагрузке он «ползет», а без нагрузки самопроизвольно раскручивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметра, привязывая веревку к готовой петле или кольцу. Обязательно наличие контрольных узлов на концах обеих веревок.

Узел «брамбл» является продолжением узла «скотч», который на рисунке изображен последним. Чтобы завязать его, нужно сделать еще один оборот закрепленной веревки вокруг петли. Этот узел более надежен, чем узел Шотти, и сохраняет все его положительные и отрицательные характеристики.

Недостатки: эти узлы работают только при постоянной нагрузке, с переменной «ползучестью», они требуют контрольных узлов.

Базовые узлы

Академический

Этот узел развился из простого узла и имеет еще одно вращение веревки вокруг основной веревки. Он используется для связывания веревок разного диаметра, хорошо держится и относительно легко развязывается. Возможно большее количество ротаций (до 4). При переменных нагрузках он «ползет», но, в отличие от троса, не развязывается при снятии нагрузки. Требуются контрольные узлы. Этот узел запрещен для навесных переходов.

Недостатки: «ползет» при изменяющихся нагрузках, требует наличия узлов управления.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт форум про выживании в лесу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: