Используйте схватывающий узел при спуске

Основная цель схватывающих узлов – это страхование при подъеме или во время спуска, немаловажная функция – фиксация и блокировка в системе полиспастов. Узлы схватывающие вяжут из веревок толщиной пять или семь миллиметров. Такого рода веревки называются репшнурами.

С появлением зажимов под названием “жумары”, скалолазы практически перестали использовать веревочные узлы. В некоторых областях, схватывающий узел не сдал позиции, используется повсеместно.

Используйте схватывающий узел при спуске

Особенности схватывающего узла

Согласно правилам, нужно использовать веревочные изделия с прочностью до пятнадцати килоньютонов. Лучшим материалом считается нейлон. Использование репшнура в районе семи миллиметров делает узел более прочным.

Несертифицированные и неиспытанные шнуры рекомендуется не использовать. Ведь, при надежности в три, четыре килоньютона, они могут не выдержать нагрузки. Категорически запрещено использовать для узлов такого рода следующие элементы — спектры, дайниму и кевлары.

Читайте также: Скользящий узел – что это такое, и как его завязывать

Это связано с тем, что кевлар подвержен быстрому износу, дайнима имеет самую низкую температуру плавления.

Применение

Рекомендуется внимательно отнестись к выбору репшнура. Имеющие чрезмерную жесткость или используемые веревочные изделия стоит выбросить.

Соответствующий по размеру и характеристикам репшнур не должен проходить в кольцевое отверстие, созданное из него же (при этом зажатое пальцами слегка).

Репшнуровая петля для узлов схватывания соединяется при помощи грейпвайна (2-ного рыбацкого узла). Края, которые остаются свободными должны иметь длину не менее десяти миллиметров, что соответствует шести-семи миллиметра репшнура.

Ещё при спуске, навешивании груза (до ста килограмм) и других целей, не превышающих четыре килоньютона, используются дубовые узлы (соединения двух концов с целью удлинения).

В целом, использование дополнительных узловых соединений по типу восьмерки, проводника, заячьих ушей и других, не рекомендовано. Это приводит к снижению прочности схватывающего узла. Из-за неправильной длины, дополнительные связывания могут препятствовать нормальной нагрузке.

Также, категорически не рекомендуется делать связывание любого типа узлов на двух разъединенных веревочных изделиях. При обрыве или отказе одной из веревок, навешанный груз может рухнуть.

Ранее вы могли прочитать: Как вязать бочечный узел

Каким бывает схватывающий узел

Главными преимуществами использования узла для схватывания являются быстрота срабатывания и высокие прочностные характеристики. Существует около пятидесяти видов такого рода узлов. Разделение на группы связано с размером привязываемого репшнура.

Чтобы научиться схватывающий узел как вязать, нужно изучить определенный алгоритм. Это надо делать не на скорость, а медленно и расчетливо. Сама узловая связка является второстепенной. Поэтому, во время тренировочного процесса, нужно подготовить ещё одно веревочное изделие, которое будет являться основным.

Чтобы на склоне всё было гладко, нужно изучить что такое связывающий узел, схема вязания которого имеет большое количество вариаций. Они отличаются друг от друга.

Узел Прусика

Одним из самых простых в исполнении является Прусика или Prusik. Соединение производится по разнообразным схемам. Одиночную соответствующую полусвязку нужно использовать на плотных веревочных изделиях (более пяти миллиметров) или на стволах деревьев. На шнуре размером десять или одиннадцать мм, есть риск проскальзывания.

Чтобы сделать полусвязку, нужно:

  1. Параллельно сложить окончания репшнура, формируя кольцо.
  2. Перекинуть сформированные части через главное веревочное изделие.
  3. Продеть окончания в сформированное кольцо, затянуть.

Схватывающий узел прусика длительное время был единственным в своем роде. Но, в конце двадцатого века, он утерял свою известность. Главное проблемой при использовании данного узла, является оплавка репшнура во время нагрузок и ускоренных движений. Вязка часто разрывается при обструкциях.

Используйте схватывающий узел при спуске

Узел Бахмана

Основой практически всех остальных применяющихся узлов для схватывания является петля прусика. Для узла Бахмана, помимо петли применяется карабин альпиниста. Устанавливается на ее конце. С легкостью, движется по веревочному изделию, также непринужденно развязывается и снимается.

Чтобы воссоздать узел Бахмана, нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Взять главную веревку и приложить к ней зажим (карабин). Соединить их так, чтобы между ними оставалось расстояние и крепление не примыкало. Должна получится длинная линия.
  2. Репшнур продеть и сложить вдвойне. Сделать 2-3 оборота вокруг зажима с веревочным изделием.
  3. Вывести конец петли и установить поверх карабина.

При таком соединении, элементы плотно прилегают к веревочному изделию. Зажим карабина свободно не ходит, остается в фиксации. Чтобы ослабить связку, нужно расслабить репшнуры. Также, представляется возможным использование стоповый вкладыш зажима. Его продевают промеж второго и третьего конца, при это просовывая через главное веревочное изделие.

Используйте схватывающий узел при спуске

Маршаровый узел

Маршаровый узел или прусик из Франции. Он применяется, когда нужно перемещать груз по единственной линии. Сначала, шнур, связывается вдвое. После чего, формируется Прусиковая петля. И всё это фиксируется грепвайном (2-ой или 3-ой узел рыбака).

Данный схватывающий узел как вязать схема:

  1. Взять Пруссиковую петлю в руки.
  2. Ее средняя часть фиксируется на главном веревочном изделии. Делается тройной оборот. Обязательно нужно следить за тем, чтобы концы сложились плотно и по алгоритму!
  3. Кусок шнура протягивается в остаток петли. И далее, нужно зафиксировать грузик по той линии, куда он будет направлен.

Маршаровский узел можно соединять с разнообразным количеством петель. В зависимости от большего диаметра веревочных изделий, схватывание соединения улучшается. Главную веревку 1 см, можно вязать с решнуром пять-шесть миллиметров.

Узел-автоблок

Узел схватывания, под названием автоблок является многозадачным. К нему подходят репшнуры или стропы. Главное отличие от других связок – легкость снятия груза. А также, его можно сместить даже в зафиксированном состоянии.

По-другому, автоблок называется франзуцский схватывающий узел и формируется по следующему алгоритму:

  1. Пруссиковая петля прикладывается к главному веревочному изделию. Прикрепляется одной частью к карабиновому зажиму.
  2. Неиспользованный конец петли оборачивается шесть-семь раз и фиксируется в виде кольца. Важно не допускать перехлестывания!
  3. Свободная часть решнура прокладывается в зажим.

Данный узел для схватывания применяется для полиспастных систем. Его прочность множество раз фиксировалась при спусках. Важным минусом такого узла являются высокие требования к качеству используемых элементов для связки. Рекомендуется использовать мягкий репшнур, не подверженный истиранию и способный выдерживать нагрузки.

Используйте схватывающий узел при спуске

Двойной узел Прусика

Существует и усложненные узлы, одним из таких является двойной параллельный Прусик. Бывает простым или укрепленным. Связка формируется из репшнура до восьми миллиметров, уложенного в петлю. Такого рода соединение используется при склонах не выше пятидесяти градусов.

Вяжется одним или двумя концами по следующему алгоритму:

  1. В одной руке нужно удерживать репшнур, сложенный вдвойне. В образованную петлю вкладывается указательный и большой пальцы.
  2. Боковые концы веревочного изделия прихватываются ими.
  3. Пальцы соединяются под петлей.
  4. Это повторяется ещё раз. Пальцы не разжимаются, при этом с них снимается образованный узел для схватывания.
  5. Главное веревочное изделие прокладывается в получившееся кольцо.

Чтобы сделать прочное и надежное соединение, нужно повторить второй и третий пункт три раза. Таким образом создается страховочная система в виде усика. Если соединить веревки так, то при термическом воздействии, им ничего не грозит.

Реже применяется связка одним концом. При этом, нужно соблюдать следующий план действий:

  1. Растягивается репшнур по передней части главного веревочного изделия.
  2. Оборачивается вокруг два раза.
  3. Прямой конец решнура перегибается свободным концом, закладывается за главную веревку по другой стороне.
  4. Одним оборотом формируется кольцо, неиспользованный конец шнура протягивается в него и узел зажимается.

Для использования такого метода, нужно взять незакрепленный на окончаниях репшнур.

Австралийский схватывающий узел

Способ, при котором в соединении, главном элементом выступает Пруссиковая петля, называется австрийский схватывающий узел.

Используется при формировании полиспастных систем, при переправах. По-другому называется обмоточный или Клеймхаст. Обычно создается при помощи двойных петель шесть миллиметров, либо одной восьмимиллиметровой.

Пруссиковая петля прикладывается к главному веревочному изделию. После, оборачивается кольцами вокруг. В четыре-семь оборотов. Затем, нужно протянуть узловое окончание через неиспользованное кольцо, зажать или плотно затянуть.

Используйте схватывающий узел при спуске

Важная особенность, которую нужно учитывать – австрийский узел работает только по нижнему направлению. Если пытаться протянуть его наверх, возможно проскальзывание. Удерживающий элемент веревочного изделия остается сверху. При усилении, затяжка происходит во всех шлагах.

Итак, вышеописанные узлы для схватывания используются в различных жизненных сферах. Не угадаешь, когда придется с ними столкнуться. При вязке любого схватывающего узла, стоит использовать алгоритмы и схемы. Не рекомендуется приступать к занятию скалолазанием без надежной системы спуска! Ошибка может привести к серьезным последствиям. Поэтому, пользуйтесь правилами и будьте осторожны!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт форум про выживании в лесу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: